МБОУ "Средняя школа № 4"
город Десногорск, Смоленская область
  • Антитеррористическая безопасность

    Экстремизм, и его крайняя форма – терроризм, – являются одной из самых опасных общественно-политических проблем. Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, это задача и представителей гражданского общества: общественных и религиозных объединений, отдельных граждан.

    В Российской Федерации экстремистская деятельность запрещена, а соблюдение этого запрета находится под строгим контролем. Подобная строгость обусловлена многонациональным и многоконфессиональным составом нашего государства, что требует пристального внимания и необходимости быстрого реагирования на попытки отдельных лиц и организаций посеять рознь между народами и различными группами населения нашей страны.

    Правовую основу общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральные законы «О противодействии экстремисткой деятельности» и «О противодействии терроризму», а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.

    Противодействие экстремизму и терроризму осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

    БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ! ТЕРРОРИЗМ!

    ТЕРРОРИЗМ - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремятся достичь про­возглашённые ими цели через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха применяют­ся такие террористические акты, как взрывы и поджоги, захват заложников, угоны транспортных средств и др.

    Для осуществления своих планов террористы могут применять различное боевое оружие, вплоть до ядерного, химического и бактериологического. Поэтому знание основ этого оружия, поражающего действия, мер за­щиты, правил поведения и действий в случае его применения, должно стать обязательным ради спасения сво­ей жизни.

    Террористы, как правило, устанавливают взрывные устройства в жилых домах и общественных местах, на до­рогах, в метро, на железнодорожном транспорте, в самолётах, припаркованных автомобилях и т.д. В настоящее вре­мя могут использоваться как промышленные, так и самодельные взрывные устройства, замаскированные под любые предметы.

    Для того, чтобы свести к минимуму возможность совершения террористических актов, каждый из нас должен предпринять ряд необходимых мер безопасности:

    • Обращайте внимание на подозрительных людей, чье поведение кажется вам странным, наличие бесхозных, не соответствующих обстановке предметов, особенно когда находитесь на объектах транспорта, в культурно-развлекательных, спортивных и торговых центрах.
    • Не открывайте двери незнакомым людям, не вступайте с ними в контакт на улице, в общественном транспорте и т.д. Не принимайте из рук незнакомцев каких-либо предметов, сумок, пакетов, свёртков, не оставляйте свой багаж без присмотра.
    • В случае обнаружения подозрительных предметов в виде бесхозных вещей, длительное время находящихся в общественных местах или на транспорте без владельца, срочно сообщите об этом водителю, сотрудникам организации, службы безопасности, полиции. Не пытайтесь самостоятельно вскрывать, переносить предмет. Не пользуйтесь вблизи него мобильной связью.
    • Обращайте внимание на оставленные без присмотра незнакомые автомобили и появление посторонних подозрительных лиц вблизи вашего места жительства, работы или учёбы.
    • Интересуйтесь разгрузкой мешков, ящиков, коробок, переносимых в подвалы и на первые этажи вашего дома.
    • Освободите лестничные клетки, коридоры, служебные помещения от заграждающих предметов.

    ВНИМАНИЕ:

    Если вам стало известно о готовящемся теракте или вы обнаружили подозрительный предмет, немедленно сообщите об этом ближайшему наряду полиции или позвоните по телефонам:

    Единая служба спасения 112

    Телефон доверия

    УМВД России по Смоленской области (4812) 38-05-35

    За заведомо ложный донос и заведомо ложное сообщение об акте терроризма предусмотрена уголовная ответственность по ст. 207 УК РФ.

    ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ:

    Телефон доверия УМВД России по Смоленской области 8(4812) 38-05-35

    Единый телефон службы спасения 112

    Документация

    План работы МБОУ "СШ № 4"  и антитеррористической группы по противодействию терроризма и  экстремизма на 2023-2024 учебный год (скачать) 

    Инструкция взаимодействия с территориальными органами безопасности, Территориальными органами МВД России по защите от террористических угроз  МБОУ "Средняя школа № 4" МО "город Десногорск" Смоленской области (скачать)

    План мероприятий по обеспечению безопасности МБОУ "Средняя школа № 4" г. Десногорска Смоленской области на 2023-2024 учебный год (скачать)

    Акт проверки антитеррористической защищенности МБОУ "Средняя школа № 4" г. Десногорска Смоленской области  (скачать) 

    План мероприятий по гармонизации межэтнических отношений, профилактике терроризма и экстремизма, формированию культуры межнационального общения в МБОУ "Средняя школа № 4" г. Десногорска Смоленской области  (скачать) 

    Приказ МБОУ "Средняя школа № 4" г. Десногорска Смоленской области № 456 от 26.06.2023 г. «Об организации работы по противодействию экстремисткой и террористической деятельности на 2023-2024 учебный год» (скачать)

    Приказ МБОУ "Средняя школа № 4" г. Десногорска Смоленской области № 460 от 04.07.2023 г. «Об организации работы по обеспечению антитеррористической защищенности» (скачать)

    Памятки, буклеты по профилактике противодействия терроризму и экстремизму

     ПАМЯТКА ШКОЛЬНИКАМ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ (скачать)

    Памятка населению по предупреждению актов терроризма  (скачать)  

    Беседа «Правила поведения при террористическом акте» (скачать)

    Правила поведения обучающихся (скачать)

    Классный час "Что такое экстремизм?" (скачать)

    Правила. Как избежать беды   (скачать)

    ЭССЕ «Экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности России»  (скачать)

    5 основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма
    1. Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.
    Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.
    В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.
    Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.
     2. Подход, основанный на аффективном обучении.
    В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к «другим» начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций.
    Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию).
    В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях.
     Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями
    Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной» и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.
     3.Подход, основанный на влиянии социальных факторов.
    Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.
    Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами - подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.
     4.Подход, основанный на формировании жизненных навыков.
    В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.
    Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.
     5.Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской.
    Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.
    Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд
    А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:
    1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.
    2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).
    3.  Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).
    4.  Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.
    Социальный портрет экстремистов как социальной группы

    Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:
    • работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности;
    • работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение. 

    В первом случае такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.
    Рассмотрим подростков, у которых уже сформировалось экстремистские взгляды, как клиентов социальной работы.
    Экстремисты как клиенты социальной работы имеют свой портрет. Так как эти клиенты не добровольно направлены к социальному работнику, они могут проявлять агрессивность и с такими клиентами трудно наладить взаимодействие. Такие клиенты еще называются «трудные». Они недоверчивы и могут проявлять сопротивление. В таком случае надо действовать нестандартно и надо демонстрировать свою полезность клиенту. Таким образом, целью социальной работы с такими агрессивными клиентами является организация работы таким образом, чтобы снизить опасность от непредсказуемого поведения.
    Основные подходы к профилактике
    Органы государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контрсубъекта, реагирующего на экстремистские действия.
    Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае - субъекта экстремизма).
    Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.
    Эффективное противодействие экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности и перспектив экстремистских действий.
    В федеральном законе представлен образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность.
    Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.
    Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде - это область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.
    В последние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России так же слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говорю уж и о таком направлении как профилактика экстремизма.

    Лингвистические проявления экстремизма
    1. Открытые призывы к насилию  (в конкретной ситуации, с указанием объекта насилия; провозглашение насилия допустимым средством в своих статьях, документах и т.п.; в том числе и в виде абстрактных призывов типа «Бей жидов!», «Убивай хачиков!», «Смерть черным»);
    2. Открытые призывы к дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов;
    3.   Завуалированные призывы к насилию и дискриминации (пропаганда «позитивных», исторических или современных, примеров насилия или дискриминации; выражения типа «хорошо бы сделать с ними …», «давно пора …», «нужно всем вместе сделать…», «следует не позволять им …» и т.п.);
    4. Создание негативного образа этнической или религиозной группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном, контекстом текста);
    5. Оправдание и поощрение исторических случаев насилия и дискриминации (выражения типа «турки резали армян в 1915 году в порядке самообороны»);
    6. Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (например, масштабы Холокоста преувеличены, «чеченцев выслали за то, что они перешли на сторону Гитлера»);
    7. Утверждения, заявления о неполноценности другой этнической или религиозной группы и ее представителях (недостаток культурности – «необразованные, варвары, дикие, невоспитанные, с гор спустились и т.д.», интеллектуальных способностей – «умственно ограниченные тупые, низкий интеллект и т.д.», неспособность к созидательному труду) той или иной этнической или религиозной группы как таковой (идеи типа «азербайджанцы только на рынке работают», «казахи туповаты», «цыгане - бездельники», «русские – пьяницы» и т.д.);
    8. Утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой (типа «мусульмане всегда распространяли свою веру огнем и мечом», «поляки всегда злоумышляли против русских»);
    9. Утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы (например, «цыгане – воры»);
    10. Утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы («евреи корыстолюбивы», «цыгане – обманщики» – отличать от культурной или интеллектуальной неполноценности);
    11. Рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной этнической или религиозной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.;
    12. Обвинения в негативном влиянии той или иной этнической или религиозной группы на общество, государство («размывание национальной идентичности», «инородцы превращают Москву в нерусский город», «мормоны подрывают нашу православную идентичность»);
    13. Упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте (в том числе в уголовной хронике или просто при упоминании этнонима);
    14. Призывы не допустить закрепления в регионе (районе, городе и т.д.) мигрантов, принадлежащих к той или иной этнический или религиозной группе (например, протесты против строительства мечети в «православном городе»);
    15. Цитирование явно ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание между позицией интервьюируемого и позицией журналиста; аналогично – предоставление места в газете для явной националистической пропаганды без редакционного комментария или иной полемики;
    16. Обвинение группы в попытках захвата власти или в территориальной экспансии (в буквальном смысле, в отличие от призывов не допустить закрепления в регионе);
    17. Отрицание гражданства (то есть упоминание российских граждан как иностранцев в зависимости от их этнической идентификации).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie